Попытка привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника патрульно-постовой службы за отсутствие результатов. противодействие. — Омбудсмен полиции

Для меня, как выходца из ППС, эта служба естественно является родной, во всех смыслах. И перейдя в уголовный розыск у меня не появилось чувства заносчивости и возвышенности, как у некоторых коллег. Я не пересел в гелендваген и моя походка не стала более вальяжной. И именно те «пэпсы», которые не лезут в чужой карман за плохо лежащей пятихактой, а первыми прибывают на сигнал о преступлении, бросая все мчатся оказать помощь соседним нарядам в системе единой дислокации, и, порой, к сожалению, гибнут при исполнении служебных обязанностей.. они вызывают у меня искреннее уважение.

К сожалению, все чаще приходят сообщения о попытках наказать за отсутствие результатов (либо низкие результаты) служебной деятельности.
Как правило, в этом случае «подтягивают» за должностной регламент. У каждого сотрудника ППС в регламенте есть пункт, что он обязан раскрывать преступления и пресекать административные правонарушения. И этим, так сказать, универсальным оружием пользуются. Выводы служебной проверки всегда тривиальны… «за нарушение п. такого-то должностного регламента, выразившееся в раскрытии преступлений не на должном уровне на такого-то наложить дисциплинарное взыскание».
Но есть законные способы этому противостоять.

Прежде всего надо разобраться что такое нарушение служебной дисциплины? Что такое дисциплинарный проступок? С юридической точки зрения, естественно.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 30.11.2011 №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе) нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается ВИНОВНОЕ действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Ключевое слово «ВИНОВНОЕ». То что нет результатов.. это понятно. Но нужно еще доказать вину конкретного сотрудника в этом, т.к. на отсутствие результатов может влиять множество факторов.

В соответствии с п. 39 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 14.10.2012 № 1377, сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности только за то нарушение служебной дисциплины, в совершении которого установлена его вина.

В соответствии с п. 30.6. Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 г. № 161, сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

Это что касается обязанности установить Вашу вину. Теперь о самой вине.
Точнее о ее отсутствии.

В соответствии с п. 141 Устава патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29.01.2008 №80 (далее – Устав ППС), оперативное управление нарядами ППСП, задействованными в охране общественного порядка по планам комплексного использования сил и средств полиции в охране общественного порядка, осуществляют дежурные части органов внутренних дел.

Таким образом, наряд ППСП за инкриминируемый период времени отсутствия результатов (или низких результатов), находясь в оперативном подчинении дежурной части территориального ОМВД, исполнял указания оперативного дежурного и до настоящего момента это не было предметом рассмотрения служебных проверок. Указанный факт означает, что наряд ППСП (его сотрудники) исполняли обязанности надлежащим образом.

Следующий момент.
В соответствии с п. 138 Устава ППС по каждому преступлению, совершенному во время работы нарядов ППСП в местах несения ими службы и нераскрытому (непресеченному) с их участием, в десятидневный срок проводится служебная проверка, о результатах которой докладывается руководству территориального органа МВД России на районном уровне.

Это означает, что по всем совершенным «висякам» в зоне ответственности наряда ППСП в 10-дневный срок были проведены служебные проверки, по результатам которого сотрудники ППСП к дисциплинарной ответственности не привлекались, следовательно их вина в нераскрытых преступлениях отсутствует.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ч.2 ст. 27 Закона «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции.
И до настоящего времени это так же не было предметом рассмотрения служебных проверок, а само по себе отсутствие результатов не может являться самостоятельным составом дисциплинарного проступка.

Таким образом, за истекший период времени, который Вам вменяют в вину (3 месяца, полугодие, 9 месяцев, год) наряд исполнял обязанности по указанию дежурного и нареканий не было, служебные проверки по «висякам» проводились и наряд к ответственности не привлекался, а теперь вдруг за 9 месяцев возник этот вопрос. Я Вас уверяю, это будет железный аргумент.

Ну и в довесок к этому… в соответствии с п. 2.4 приказа МВД России от 29.01.2008 №80 запрещено использовать личный состав патрульно-постовой службы полиции на службе, не связанной с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, и обеспечить привлечение в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших использование сотрудников патрульно-постовой службы полиции не по назначению.

Если у вас есть факты о нецелевом использовании Вас, как сотрудника ППС, не по назначению… сидение на будке КПП (для этого нужно сделать копии книги постовых ведомостей), доставка СОГ на место происшествия (копии бортового журнала), всевозможные взятия объяснений на адресах (копии самих объяснений) Вы должны прямо об этом указать в своем объяснении и подать ходатайство о приобщении копий этих документов к материалам служебной проверки. Ваше право заявлять ходатайства гарантировано подпунктом «а» пункта 2 ч. 6 ст. 52 Закона о службе.

В ходатайстве обосновать, что в соответствии с ч. 1 ст. 52 Закона о службе целью служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка.

А нецелевое использование (использование не по назначению) является ли причиной, характером и обстоятельством отсутствия результатов работы либо их низким количеством? Безусловно! Это снижает плотность нарядов и способствует совершению преступлений в уличном секторе.

И не надо бояться писать грамотные юридически подкованные объяснения, а в случае незаконных приказов их обжаловать.
Тот участковый из региона, который пошел в суд и обжаловал незаконное взыскание за отказ наизусть рассказать 23 статью закона «о полиции» почему-то не побоялся этого.. и не мыслил по принципу «это все бесполезно».. а пошел и обжаловал. И выиграл суд!
Работайте, братья…

P.s. забыл добавить: п. 140 Устава ППС — применение для оценки деятельности патрульно-постового наряда исключительно количественных критериев, а также установление для них со стороны вышестоящих должностных лиц плановых показателей по выявлению на территории маршрута или поста преступлений или административных правонарушений не допускается.

От Admin